- Клаузула
-
КЛА́УЗУЛА (лат. clausula — заключение) — окончание стиха или прозаич. колона, обычно отмеч. повыш. ритмич. урегулированностью. В силлабо-тонич. системе стихосложения — группа безудар. слогов, следующая в конце стиха после удар. константы (последнего икта). К. различаются по объему заудар. гр., к-рая м. б. нулевой (если ударение падает на последний слог), тогда К. — муж. (напр., Во глубине сибирских ру́д, А. Пушкин); м. б. в 1 слог, тогда К. — жен. (Часы сей жизни скороте́чной, В. Жуковский); в 2 слога — дактилич. К. (В минуту жизни тру́дную, М. Лермонтов); в 3 и более слогов — гипердактилич. (Люблю я задумываться, А. Дельвиг). В рус. поэзии наиб. употребит. стихи с муж. и жен. К.; гипердактилич. — редкость (напр., 6-сложная К. у В Брюсова: Ветки, темным балдахином све́шивающиеся). Чередование К. в стихе является одним из важнейших приемов строфич. компоновки рифмов. и — в еще большей степени — нерифмов. стиха (конфигурация безрифм. строф часто определяется типом К. и способом их комбинирования). Рус. досиллабич. стих использовал 3 вида К. (муж., жен. и дактилич.); силлабич., ориентир. на польск. образцы, заимствовал из них только жен. С утверждением в 18 в. силлабо-тоники к употреблению допускаются муж. и жен. К. (возможности их чередований определялись правилами), дактилич. отвергаются, сохраняясь только в белом нерифмов. стихе как знак имитации стиха нар. С нач. 19 в. допускаются стихи со сплошными однородн. К., а дактилич. К. окончательно закрепляется в рус. поэзии как равноправная. Освоение многослож. гипердактилич. окончаний начинается в сер. 19 в. и достигает своего расцвета в экспериментах старших символистов (гл. обр. В. Брюсова и К. Бальмонта), к-рые впервые вводят в поэтич. практику рифмовку разных типов К. (неравнослож. рифмы).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.